Русская
Страница
Живаго Джа

Jah Rastafari!
Jah Live!
News
Фото
Сказки
Победа
Волшебник

Обратная Связь   
Links

    


Книга
Растафари
Король Поэтов
Адепт Поэзии
Ithiopia
Вест-Индия
Rasta-Культура
Rasta-Хронология
Rasta на Карибах
H.I.M. Quotes
H.I.M. о лидерстве
Marcus Garvey
Наследники Гарви
Мегажурналист

    


Академик
в Аквариуме

Русский реггей
Rasta & Reggae
Roots Reggae
Riddimistical
I Riddims

Calypso
Audio
Video
DreadBull
Jah Republic
Жак Мантэки
Simba Vibration

Markscheider Kunst
Юстас Алексу  
Пушкин-реггей-фест 

 

    

 

   


 

Факты и факты, разные вещи -
это всё куча дерьма, понимаешь?
Нет правды, кроме единой правды,
и это - правда Jah Rastafari.
Боб Марли, 1978 год.

Роман Русский Реггей - читать всем! Захватывающий роман от адепта эстрадной поэзии, основателя Джа Дивижн - читается на одном дыхании и рассказывает о мире отечественного регги (той его части, к которой автор имеет непосредственное отношение) из самого сердца происходящего.

MARCUS MOSIAH GARVEY

С первых дней колонизации и рабства на Ямайке непрерывной чередой объявлялись инкарнации борцов за свободу, народных героев и пророков, всегда стоящих на переднем крае борьбы за освобождение от негативных энергий несправедливости, неравенства и DOWNPRESSION, досаждавших душе чернокожего вест-индца с начала ее начал.

Гарви родился на Ямайке 17 августа 1887 года, сын некогда преуспевающего печатника Маркуса и Сары (Sarah) Гарви, на северном побережье острова в небольшом местечке Бухта Св. Анны (St. Ann Bay). Гарви (по прозвищу Моз) был одним из 11-ти детей в семье. Он был потомком Марунов, первоначально - группы из полутора тысяч африканских рабов, отпущенных хозяевами-испанцами в 1655 году, которые укрылись в труднодоступных частях острова, когда на Ямайку вторглись войска Кромвеля. (Марун (maroon)- искажённое испанское cimarron, означающее "непокорный".) Гарви переехал в Кингстон, не достигнув двадцати лет, и приобрёл определённый опыт в качестве организатора и оратора во время большой забастовки печатников в 1907 году.

После окончания забастовки (к счастью капиталистов, профсоюз развалился после бегства казначея со всеми деньгами) Гарви покинул Ямайку, и для него начался долгий период скитаний и случайных заработков. Сначала он прибыл в Коста-Рику, где подал протест британскому консулу в связи с невыносимыми условиями труда чёрных в этой стране. Внимания на него не обратили. Затем он отправился в Bocas del Toro, Панама, где в течение недолгого времени издавал газету под названием "La Prensa". Проезжая через Эквадор, Никарагуа, Гондурас, Колумбию и Венесуэлу, он везде видел эксплуатацию дешёвой мускульной силы в шахтах и на табачных плантациях и везде обсуждал вопросы организации труда со знакомыми рабочими, основывая свои политические взгляды на тяжёлом положении цветных рабочих в белом Западном мире.

В 1912 году, будучи в Лондоне, он завязал знакомство с судано-египетским учёным Duse Mohammed Ali, автором очень известной книги "На земле фараонов"(In the Land of the Pharaohs). Их споры дали Гарви новый взгляд на историческую и религиозную роль чёрной диаспоры. Работы Booker T. Washington'a, особенно "Up From Slavery", также повлияли на него. Но более других повлияла на Гарви, вероятно, книга "Ethiopia Unbound- Studies in Race Emancipation" ("Свободная Эфиопия: о расовом освобождении"), автор Casely Hayford, опубликованная в Лондоне в 1911 году и немедленно ставшая классикой среди тамошних немногочисленных чёрных интеллектуалов. Книга рассказывает вымышленную историю молодого африканца с Золотого Берега, учившегося в Англии, по возвращении домой принявшего активное участие в движении политического протеста. Высказанные в книге идеи о спасении африканской расы были взяты из работы профессора-миссионера Edward Wilmot Blyden из Сьерра-Леоне, признанного "современного пророка" освобождения чёрных.

"Работы таких людей, как Букер Вашингтон и Дю Буа (W.E. Burghart Du Bois) ограничены и провинциальны, - утверждает главный герой книги в сцене в лекционном зале, - Работа Эдварда Блайдена- универсальна, она охватывает всю расу и всю проблему." Лектор даже характеризует Блайдена как "величайшего из ныне живущих выразителей подлинного духа африканской национальности и мужественности".

С головой, наполненной подобными героическими идеями и возвышенными образами их выразителей, Гарви летом 1914 года взошёл на борт парохода в Саутгемптоне и 15 июля вернулся на Ямайку. Он пробыл в Кингстоне меньше недели после почти двухлетнего отсутствия, когда организовал Universal Negro Improvement and Conservation Association and African Communities League (Всемирная ассоциация за улучшение положения и сохранение чёрной расы и Лига африканских общин), организацию, чьей главной задачей было учреждение отдельной, но равноправной университетской образовательной системы для ямайских чёрных по образу Tuskegee Institute Букера Вашингтона. Девизом ассоциации, явно под влиянием "Свободной Эфиопии...", стало: "One God! One aim! One destiny!" (Един Бог, единая цель, единая судьба).

Почтенная британская традиция равнения на власть предержащих превратило преобладающее на Острове креольское население в наивных борцов и патетичных карьеристов, старающихся "сойти за белых". Позднее Гарви писал: "Мужчинам и женщинам, таким же чёрным, как я, или даже чернее, при вест-индском общественном устройстве хотелось считать себя белыми. Мне было очень и очень сложно открыто употреблять слово negro, хотя каждый про себя называл чёрного человека ниггером".

Бульшая часть собственного народа оставалась враждебной к идеям Гарви. По иронии судьбы, его самыми горячими приверженцами были мэр Кингстона и католический епископ, оба белые.

К 1915 году разочарованный Гарви переписывался с Букером Т. Вашингтоном в ожидании личной встречи, которую они собирались устроить в Алабаме, но Вашингтон умер раньше, чем она произошла. Сытый по горло неприятием ямайцами концепции чёрной гордости, Гарви в 1916 году уезжает в Штаты в поисках учеников. Проехав примерно 35 штатов в ожидании найти более благодарную аудиторию, он наконец нашёл её в Гарлеме, и в следующем году объявил об образовании UNIA- Всемирной Ассоциации За Улучшение Положения Негров(Universal Negro Improvement Association)- как братского союза местных политиков, ведущих предпринимателей и честолюбивых, с развитым чувством гражданского долга, чёрных. Однако Гарви не устраивал статус его организации как политического клуба, и вскоре ассоциация стала кафедрой для проповеди его программы репатриации чёрных, которую он считал решением американских (да, пожалуй, и мировых) проблем взаимоотношения черных и белых народов.

Гарви гениально умел использовать средства массовой информации, издавая газету под названием "The Negro World" и ежемесячный журнал "The Black Man"; также он создал пароходную компанию, которую он окрестил "Чёрная Звезда"(Black Star Line). Он заявлял, что в UNIA состоят два миллиона человек, и организовывал зрелищные шествия и собрания в Madison Square Garden, где воспламенял своих последователей речами на тему "Эфиопия, Земля наших отцов!"

Маркус Мозайа Гарви - быть может, первый убежденный адепт Черного Сознания, приобретший известность в начале ХХ века. Именно его послания к Черной Расе вдохновляли многих и многих глав правительств образовывавшихся за последние 30 лет независимых Африканских государств, именно его влияние распространилось и на движение "Черная Власть" ("Black Power"), опять поднявшее голову в середине 60-х годов.

Взгляды Гарви сформировались в 20-30-е годы, когда он сконцентрировал свое внимание на угнетение и неприятие чернокожих белым западным миром повсюду, будь то в Вест-Индии, в Латинской Америке или даже в Африке.

Маркус Гарви - выразитель оригинальной, высокодуховной и высокоразвитой культуры Черной расы. Его послания говорят о реальности для всех черных людей в мире объединиться и вспомнить свое скрытое наследие и культуру, из которых их предшественники были вырваны и ввергнуты в рабство. "Африка для Африканцев - дома и за границей", говорил он, веруя в репатриацию на Африканский континент всех, кто хотел бы вернуться.

Философские фундаментальные положения Гарви выражали веру в братство людей. Вера и справедливость для всех виделись им как единственный путь достижения мира на Земле, чтобы будущие поколения людей вновь могли называться "блаженными" ("blessed").

Принято считать, что Маркус Гарви предсказал коронацию Черного Короля в Африке, который вскоре приидет в мир и принесет освобождение Африке и ее угнетенному рассеянному народу повсюду в мире. "Воззри на Африку, ибо там коронуется Чёрный Царь; и Он будет Избавителем".
Однако, согласно недавним исследованиям, проведённым такими исследователями, как Р. Хилл(Robert A. Hill) из Университета Лос Анжелеса (UCLA), нет никаких свидетельств, что Гарви вообще когда-либо произносил такое пророчество о божественном чёрном африканском Царе. Если бы оно действительно принадлежало Гарви, то для него это было бы слишком заметным отклонением от его обычной чисто политической позиции, т.к. хотя он иногда и вставлял в свои речи элементы церковной риторики, проповедником или пророком себя, однако, никогда не считал.

Более того, он неоднократно критиковал Селассие, считая успешное вторжение в Эфиопию Муссолини в середине 30-х годов доказательством административного бессилия Царя Царей. Хотя сторонникам UNIA в Гарлеме было позволено нести плакаты с изображениями Селассие и Гарви на известном уличном шествии вместе с Чёрными Иудеями (Black Jews) в воскресенье 4 января 1931 года, сам Гарви позднее находился в открытой оппозиции тем, кто провозглашал Божественность Императора. В начале 1933 года он твёрдо отказался разрешить Растафарианскому лидеру Леонарду Хауэллу распространять портреты Императора в кингстонской штаб-квартире Гарви в Эдельвейс Парк (Edelweiss Park). В своём открытом обращении к сессии съезда UNIA в 1934-м, "Г-н Гарви также неуважительно высказался о культе Рас Тафари", как сообщал 25-й августовский номер Jamaica Times.

И все же тезисы Гарви "Назад в Африку" и "Один Бог, одна цель, одна судьба" вдохновили первых Растафариан, включивших эти элементы "Африканского сознания" ("Africa reasonings") в свою доктрину во времена возникновения движения.

Хотя похоже, что знаменитое приглашение "воззреть на Африку" принадлежало все же Дж. Уэббу (Rev. James Morris Webb), священнику-мистику из Чикаго, партнёру Гарви. Уэбб произнёс пресловутое пророчество на съезде UNIA в 1924 году. И хотя Гарви, сам того не желая, стал в глазах большинства верующих отцом Растафарианства, он был на самом деле наследником традиции мессианского чёрного мистицизма, время от времени расцветавшего буйным цветом на Ямайке и вообще повсюду, где жили чёрные.

Духовным пионером движения "Назад в Африку" был Александр Бедвард (Alexander Bedward), ямайский целитель и травник, который, как говорят, совершал чудеса в Спэниш Тауне в начале 1900-х годов в предчувствии того дня, когда чёрный человек станет править миром. Как и большинство его коллег, он кончил сумасшедшим домом, куда был посажен в 1921-м году и где и умер в 1933-м.

Слово Гарви помнят, оно живо:

"Ненависть бессмысленна, она возвращается к вам обратно. Следовательно, творите историю свою столь славной, величественной и незапятнанной, чтоб другое поколение не платило за то, что посеяно отцами их. Страшный призрак несправедливости может вновь выбраться из могилы, чтоб издеваться над нами и мучить нас."

Перевод Алексея Бульдозера

Jah Rastafari!  |  Jah Live!  |  Растафари  |  News  |  Audio  |  Video  |  Вест-Индия  |  Мини-магазин  |  Русский реггей
Книга  |  Победа  |  Сказки  |  Академик  |  Адепт  |  Король  |  Мегажурналист  |  Раста-Хронология  |  H.I.M. Quotes   
   Rasta & Reggae  |  Roots Reggae  |  Simba  |  Jah Republic  |  DreadBull  |  Links  |  Русская Страница Живаго Джа   


Рейтинг@Mail.ru