Русская
Страница
Живаго Джа

Jah Rastafari!
Jah Live!
News
Фото
Сказки
Победа
Волшебник
Растафорум
Наши Спонсоры
Обратная Связь   
Links

    


Книга
Растафари
Король Поэтов
Адепт Поэзии
Ithiopia
Вест-Индия
Rasta-Культура
Rasta-Хронология
Rasta на Карибах
H.I.M. Quotes
H.I.M. о лидерстве
Marcus Garvey
Наследники Гарви
Мегажурналист

    


Академик
в Аквариуме

Русский реггей
Rasta & Reggae
Roots Reggae
Riddimistical
I Riddims

Calypso
Audio
Video
DreadBull
Jah Republic
Жак Мантэки
Simba Vibration
Jah Constellation  
Markscheider Kunst
Юстас Алексу  
Памяти Боба Марли  

 

    

 

   


 

Факты и факты, разные вещи -
это всё куча дерьма, понимаешь?
Нет правды, кроме единой правды,
и это - правда Jah Rastafari.
Боб Марли, 1978 год.

Роман Русский Реггей - читать всем! Захватывающий роман от адепта эстрадной поэзии, основателя Джа Дивижн - читается на одном дыхании и рассказывает о мире отечественного регги (той его части, к которой автор имеет непосредственное отношение) из самого сердца происходящего.

С чего начиналось Roots Reggae

The Abyssinians
Satta Massagana mp3 Запись 1976 года - что нашли.
У Вас есть более ранняя запись? Пишите.

Историческая справка:
The Abyssinians не стали самой популярной группой, играющей в стиле reggae, но они вошли в историю, записав в марте 1969 года, при поддержке друзей-музыкантов свой первый сингл - Satta Massagana. Группу Abyssinians основали Donald Manning, его брат Linford Manning и Bernard Collins. Первый полноценный альбом группа выпустила только в 1975 году, его название - "Forward To Zion". В альбом вошли песни, ранее выходившие на синглах, в частности, SATTA MASSAGANA. А какую роль сыграла Satta Massagana в истории - читайте статью.

SATTA AMASSAGANA
Abbyssinians

Записанных песен на земле очень много, но еще больше незаписанных; они как бы навсегда забыты, однако не исключено, что все они хранятся в памяти человечества, в его генном фонде, откуда внезапно что-то достается тем или иным автором. И так и было, вероятно, в случае Abyssinians, принесших в 1969 году на студию Коксона Додда "Satta Amassagana".

В западной поп-музыке есть тысячи великих песен, перечеслять их не хватит времени, есть легкие мотивчики вроде "Yesterday", ставшие мировыми хитами, есть очень из них по своему влиянию (равно как и количеству версий) не сравнится с "Саттой Амассаганой".

Именно эта песня ответственна за появление нового рода музыки, которое принято называть roots reggae или религиозное реггей. Само собой, это очень спорный вопрос, поскольку реггей, как он сложился в 70-е годы, задолго до этого уже играли на Джамайке различные религиозные секты ревивалистского толка, возрождавшие африканскую культуру общения с духами посредством барабанов. Однако, если вести отсчет записанной музыки реггей, она начинается с этого оригинального псалма, на котором стоит авторство группы Abissinians.

Да, roots reggae начинается не с песни Тутса и Мэйталз "Do the Reggae", и не с Боба Марли и не со студийных наворотов Ли Перри или Кинга Табби, и не с толстяка Банни "Страйкера" Ли в капитанской кепке, который скажет тебе - я записал первое реггей, не верьте никому в этом бизнесе, первый ритм записал Я, и поставит его оригинал на большой бобине.

Старт реггей был задан одной-единственной песней.
Никто не знает происхождение этого псалма; возможно, Абиссинцы и есть его авторы. Не исключено, что псалом этот разыгрывали на берегу возле Монтего Бэй растафарианский бэнд под управлением Каунта Осси - "Мистические Откровения Джа Растафари". Хотя Сатты в их исполнении не сохранилось (но так ли это?).

Это авторство не принесло Абиссинцам дохода. Глава Студии Один сэр Коксон Додд выплатил Абиссинцам карманные деньги и больше с ними не расплачивался. Когда братья пришли требовать отчисления, их просто выставили за дверь и запретили появляться в студии. Но вряд ли и сам Коксон что-то поимел от "версий" этого псалма.

Попадая в джамайкский мир звукозаписи, этот псалом начинает умножаться и размножаться и звучит все 70-е как грозная симфония во славу Царя Царей. Фактически, в нем содержатся все темы, развиваемые религиозным реггей: Мир Иной, "дела житейские" ("Он всеми нами правит"), Царь Царей и его Престол, Книга Жизни - Библия, Конец Света.

Но каким образом одна песня смогла перевернуть целую музыкальную индустрию одной страны?
Сатта Амассагана, поставленная на всю громкость звучит так: она надвигается на слушателя как неостановимая лавина, и если у вас есть минимум чувства музыки, вы застываете перед ее непостижимостью - такой же как Альпы или Гималаи.

Наиболее известная версия, которая вполне может попасть в популярный реггей-сборник, принадлежит Third World. Это наиболее богатая музыкой и вдохновенная версия; все ее помнят; она начинается с барабанных двоек, но внезапно ритм ломается, ударная установка вступает чуть сбоку, и есть ощущение смятения. Все там выстроено с математическим совершенством, голоса и инструменты.

Версия Абиссинцев более монотонная; но они были первыми - и их версия является классической. Трубы играют the Scatalites. В 1969 году никто кроме них не играл с такой мощью. Они играют ровно три ноты и только тогда, когда им положено. Они не разыгрывают свою мелодию. Они играют только основной ритм-мелодию - и все в унисон. Это предельный минимум, который можно потребовать от музыканта. Всю песню играть ТУУ-ТУУ-ТУУ ТУУУУ ТУ-ТУ-ТУ.

Scatalites разыграли сотни мелодий; это виртуозы дудок, исполнившие всю великолепную американскую классику, вестерны и боевики, любовь и кровь, но им сказано: ИГРАТЬ ВСЕМ В УНИСОН ТРИ НОТЫ.

И они грянули как гром среди ясного неба.
Думаю, чудо заключалось вот в чем: объединились два ритма, дотоле игравшихся раздельно. Между этими ритмами нет практически ничего общего. Они не подлежат объединению. Их объединение и есть MIRACLE, чудо.

Полуречитатив этого псалма идет в медленном ритме и играется на двух аккордах. Это долгая медитация на тему далекой земли, где светло и днем и ночью - некоем видении рая. О ней можно прочесть в книге - в Библии, поют Растаманы. Они поют достаточно монотонно, хотя и вдохновенно. Они вознесены в высшие сферы, где время течет очень медленно.

Во втором куплете они поют о Творце и Зиждителе и Создателе Всего.
Our King of Kings
                  And the Lord of Lords
Satta pon his throne
                  And He rules us all
Looking through the Book of Light
                  Аnd You will see
That He rules us all


Он правит всеми. Они называют его Царь Царей и Король Королей - и ни одна религия не может с ним поспорить, потому что такого Имени Бога еще не было. Его более земное имя для черных - Хайле Селассиай, и вся индустрия реггей 70-х будет его воспевать, но в самой Сатте оно не названо, хотя кто еще может подразумеваться под именем Царь Царей?

В этот ритмический речитатив и врывается ритм труб - и рождает нечто третье. Соединение несоединимого дает умопомрачительный эффект. Оно словно раздвигает музыку, и создает новую область музыки. Михайло Ломоносов называл это "сопряжением далековатых идей", когда говорил о поэзии, и точнее тут не скажешь.

Но есть там еще и третий ритм, ритм последнего куплета, возможный только при поддержке двух других ритмов. Однако подлинная свобода и есть в этом подвешенном в воздухе ритме, который как бы сам по себе, хотя далековато напоминает и о речитативе, и о трубном гласе.


Satta Amassagana
Alohamlak
Ulagise
Самым важным было то, что Саттой открыта была новая взаимосвязь ритмов, новый метод построения поп-песни (а несмотря на всю "религиозность" песни, Аббисинцы сделали запись в некоей студии и, значит, вступили в водоворот поп-индустрии).

Все песни Абиссинцев на альбоме 1969 года Satta Amassagana - вариации ритма Сатты. Другие ноты, другие ритмы, но метод их связи один. Два противоборствующих ритма, рождающих некий третий ритм - а он уже уносится в бесконечность.

И добрая половина музыкальной индустрии Джамайки начинает пробовать работать в этой новой технике объединения ритмов. Открывается новая эпоха. На самом деле, эпоха рок-стэди (1966-1969) тоже работала с далекими ритмами, и их взаимосвязь, например, в таких вещах как "Willow Tree" Джона Холта или "Rainbow Country" Боба Марли еще более прихотливая и противоречивая, но в Сатте прослушивается нечто в высшей степени каноническое. Более того, соединение глубоко религиозной лирики с глубоко религиозной музыкой ставит ее вне более "мирских" стилей ска и рок-стэди.

Вы можете прослушать всю музыку 60-х годов на Джамайке до Сатты - и нигде вы не найдете этого ритма, ни в рок-стели, ни в ска, ни в пред-реггей, ни у Тутса, ни у Scatalites, ни у ранних Wailers, ни у кого нет этой связи далеких ритмов. Более того, ни Тутс, ни Ephiopians, ни все титаны ска, научившиеся играть до Сатты, так и не переучились - и не научились играть этот ритм. Другое дело, Culture, Burning Spear или Israel Vibrations, пришедшие в бизнес в начале 70-х - они умеют играть только по канонам Сатты.

Теперь эти ритмы можно играть в любой последовательности, убирать, вставлять, коверкать, искривлять, паясничать как Кейт Хадсон на альбоме Pick a Dub, развивать в некую симфонию как Аугустус Пабло, который всю жизнь играл Сатту, подходя к ней с тысячи разных сторон или раздувая ее фрагменты, или как Кинг Табби, уходивший от Сатты в далекие миры своих дабов, но оставляя в своих зареверберированных гитарах частицу Сатты.

Более того, эта песня обращена всем, имеющим уши, на всех уголках нашей планеты. Ее абсолютное эстетическое совершенство ломает любые барьеры и преграды, расовые, политические и даже религиозные. Reggae gone international...

Но и местная индустрия получает шок. Продюссеры понимают, что это нечто новое - и продаваемое. Студия Один Коксона открывает двери для Дрэдов, дремучих растаманов, которых не пускали на порог студии целое десятилетие. Ли Перри (несомненный пират!) тут же командует своим сессионным музыкантам, братьям Барретам: медленнее, еще медленнее, и еще медленнее.

Он тут же посылает за духовиками и прописывает духовые вступления. Он нарезает ритмы Барретов и склеивает их с духовыми. Наконец, он дает добро на запись этого парня, который никак не может найти продюсера. Он лучше чем кто-либо другой запишет the Wailers, сохранив их грозное "роковое" звучание, но несомненно, что работает он методом, показанным ему Саттой - и только этот метод отличает записи the Wailers эпохи рок-стэди от записей Ли Перри 1969-1971.

Вскоре Питер Тош принесет эту пластинку на какую-то заштатную студию и выпишет оттуда трубы (естественно, ни о каких авторских отчислениях речи не идет) и сделает под них своего Judge Dread. Он поменяет только речитатив, сыграв роль Страшного Судьи. Он разыгрывает балаган под Сатту.
-Идет Страшный Суд! - поет он. - Идет Судия!
Актеры изображают пиратов Френсиса Дрэйка и Капитана Моргана и Христофора Колумба;все они для Тоша - пираты, захватчики, все те кто robbing and ripping, kidnaping and killing. Страшный Судия их не милует: он придумывает им наказание, быть подвешенными за языки. И пираты начинают хныкать, умолять и раскаиваться.

Голос Тоша звучит как набат. Снова вступают трубы Сатты - и подтверждают его правоту. Переписанные трубы звучат еще мощнее - в силу более грубого качества записи. Это один из самых малопонятных парадоксов реггей - плохая запись реггей всегда звучит мощнее, чем хорошая, в силу большей слитности инструментов.
Так звучит Сатта Питера Тоша. Но сравните Сатту Абиссинцев и балаган Питера Тоша - все это одна и та же песня.

Собственно говоря, Боб Марли и остальные получат эту музыку из рук Ли Перри. Возьмите любую песню позднего Марли - там везде та же взаимосвязь ритмов, что и в Сатте. Поздний Марли - это чистейшей воды поп-музыка, попсовее которой не придумать - по стерильному звуку и самому характеру этих песен, но везде присутствует новая взаимосвязь ритмов. И вот почему это реггей, а не просто попс.

Как правило, это объединение трех ритмов. Возьмем их бунтарский гимн "Get Up Stand Up". Вступление труб. Потом голоса хором повторяют вступление, Get Up Stand Up, stand up for your rights... И барабаны переводят припев в куплет, You preacher man don't tell me... И через несколько смен куплет-припев, противоборство этих двух ритмов, идущих вместе, рождает нечто третье - распевы, подпевки, некий третий ритм, уносящийся в далекие дали. Это уже полная свобода: пой что хочешь, пока тебя несет противоборство основных ритмов. Ты не можешь только одного: доминировать. Кто-то тянет одну ноту, кто-то другую, кто-то может подхихикивать или кукарекать, неважно. Но сначала разыгрывается основной ритм; только после него возможна свобода.

Возьмем наиболее близкую к Сатте вещь Банни Уэйлера - Dreamland. Послушайте как вступление, закончившись, остается вместе с вокальной партией в укороченном виде - достаточно навязчиво, чтобы постоянно напоминать о себе на протяжении всего вокала. Банни поэтизирует Сатту, исполняя свой вокал в разных октавах. Он рисует страну блаженных, где всем хорошо, и куда он берет всех своих близких и родных и друзей.

Но вот еще одна Сатта: гениальная версия Сатты Пабло Мозеса с альбома, название которого я не знаю. Он сидит на берегу океана и смотрит вдаль, и его Сатта - уход в мир, откуда нет возврата. Это предельно романтическая и даже индивидуалистическая ее версия. "I see no progress here for me, I want to live very fast" - поет он. Он не видит себе больше развития в этом мире и хочет быстрее дожить до конца. Его красные глаза сканируют только небеса. Он уже отчужден от мира людей. "This really is a strange land, even my brothers are strangers, I don't want to stay around, please, Jah answer my prayers, OO oo"... Это странная земля, на которой я стою, ибо все мои братья в ней - странники, и никто уже здесь ничего не понимает, и я не хочу тут больше оставаться, ответь Джа моим молитвам...
Так поет Пабло Мозес.
Ибо это земля гармонии, но это же земля жестокости и брутальности, и эта земля не для нас с тобой... - поет он в другой песне. И нам пора искать другую землю, братия.
Его песнопения для меня - одно из предельных выражений Сатты; если Абиссинцы просто славят Святую Землю, то Пабло уже на полпути к ней...

И к той же Святой Земле летит Горящее Копье Burning Spear. Вот у кого трубы звучат наиболее лаконично и жестко и с предельной мощью. Эти трубы тоже произошли от Сатты Амассаганы. Burning Spear летит вперед. Мы едем-едем-едем! В далекие края!!!
И внезапно как гром Уинстон Родни переходит на речитатив:
БИЛЕТЫ БИЛЕТЫ БИЛЕТЫ!!!!!
ЕСТЬ ЛИ У ВАС БИЛЕТ СЭР? НЕ ПОДСКАЖЕТЕ ЛИ ВЫ СЭР КАК МНЕ НАЙТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ СТАНЦИЮ СЭР? ЭЙ ЭЙ ЭЙ? - грохочут ревербераторы и голос звучит как гром среди ясного неба, на фоне притушенных гитар и духовых, под одну барабанную реверберацию, и вы не представляете что творится в зале: каждый кто есть в зале окликнут по отдельности, к каждому обращен вопрос:
ЕСТЬ ЛИ У ВАС БИЛЕТЫ СЭР! - и эхо идет по всему залу.

Я был тогда в Роял Альберт Холле, в Лондоне, 31 июля 1997 года, когда Burning Spear давали свой концерт. Я помню как весь зал опешил; на мгновение ты почувствовал дыхание нескольких тысяч людей, перехваченное в одно мгновение; весь зал застыл перед чудом некоего божественного Явления, чтобы через несколько секунд разразиться гулом и восторгами и воплями...

БИЛЕТЫ БИЛЕТЫ БИЛЕТЫ !!! - спрашивал Уинстон Родни, и музыка неостановимо неслась вперед. И каждому был задан вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС БИЛЕТ СЭР?
Мне очень приятно вспоминать моменты реггей, возможные только при большом скоплении людей; я мало надеюсь, что когда-нибудь увижу подобное.

Кстати, исключительную роль Сатты в реггей-революции подметили создатели фильма "Рокеры" - а предмет этого фильма не что иное как сам Раста-бизнес. Думаю, на худсовете было принято единодушное решение: начинать фильм с Сатты Амассаганы. И ею заканчивать.

Барабанный оркестр, пробуя разные ритмы, разыгрывает долгое вступление; вступает ритм-гитара, производя в барабанах легкое смятение (им приходится перестраиваться под гитару и на мгновение они замирают); вместо труб идут хоровые вокалы, и затем идет основной или лидер-вокал; затем в кадре появляется Растаман Дрэд и читает проповедь; песня как бы заканчивается, но продолжается уже в следующих кадрах, когда герой идет по Тренчтауну и группа духовиков разучивает вступление к Сатте.

Потом она появится в фильме еще дважды или трижды, когда главный герой, побитый вавилонянами, пойдет искать лечение у своего друга Растамана из глубинки, и его появление на холмах будет встречено Саттой, но самый потрясающий момент - у реки, когда после обряда крещения происходит теологическая конференция между героем и главой женской христианской ревивалисткой секты, пожилой женщиной, которая начинает говорить ему про Иисуса Христа, Сына Божьего.
-Кто Сын Божий, Я Сын Божий? - переспрашивает герой.
-Иисус Христос, дурак ты! - отвечает она.
-Джа Растафарай, ман, Джа Растафарай, - отвечает Уоллэйс, и приобнявшись они уходят вдаль, и создатели фильма включают Сатту.
Но и это не все. Сатта вошла в прямую речь джамайцев; присядь, отдохни, займись натуральным хозяйством - у нее множество значений.
-Давай, вставай, ман, - кричит герою жена, поутру обнаруживая кучи полезного барахла возле дома (которое ночью свезли в Тренчтаун наши герои, ограбив Вавилон), - Пошли ман таскать вещи, ман, - кричит она счастливо и возбужденно.
-Сатта, ман, - отвечает заспаный герой и переваливается на другой бок.
И только после этого появляются титры.

Англичанам, обожающим выпускать сиди-боксы, я предлагаю выпустить сборник Сатта Амассагана и попробовать найти все 300 ее версий. На сей раз британец-энциклопедист может создать крайне интересное произведение. Но вполне возможно, что такой сборник уже существует...

И может быть - возвращаюсь я к началу своей статьи - именно эта песня когда-то звучала у врат Иерусалима до уничтожения его римлянами?

Василий Соловьев

Статья имеет авторский стиль и пунктуацию. Всех, кому стала интересна музыка группы The Abyssinians, приглашаем на страницу The Abyssinians - Satta Massa Gana - Foward To Zion

Ну а тем, кому интересно узнать побольше об авторе этого фундаментального труда по Сатте, предлагаю ознакомиться с разделом об этом, действительно мега-журналисте, мега-писателе и мега-переводчике, Василие Соловьеве.

Jah Rastafari!  |  Jah Live!  |  Растафари  |  News  |  Audio  |  Video  |  Вест-Индия  |  Мини-магазин  |  Русский реггей
Книга  |  Победа  |  Сказки  |  Академик  |  Адепт  |  Король  |  Мегажурналист  |  Раста-Хронология  |  H.I.M. Quotes   
   Rasta & Reggae  |  Roots Reggae  |  Simba  |  Jah Republic  |  DreadBull  |  Links  |  Русская Страница Живаго Джа   
Генеральный Спонсор проекта: Компания MosMap

Рейтинг@Mail.ru Cannabis Fub Club in Russia : Марихуана. Конопля. Выращивание конопли и марихуаны. Гидропоника. Форум.